Вайзер  Татьяна

     Лимитология 

     Основная  проблема курса - формирование в философии  ХХ в. сознания границ или пограничного, сограничного, со-граничащего сознания, которое проблематизирует границы другого, друг друга и придает им особый аксиологический статус. Представленные в курсе концепции проблематизируют границы в самых разных топосах этического знания: в морально-социальной конфликтологии (Ю. Хабермас), в воображаемых асоциальных сообществах (Ж. Батай, М. Бланшо, Ж.-Л. Нанси, Дж. Агамбен), в опыте религиозного экстаза (С. Вейль, Э. Левинас) и т.д. Они предлагают разные, порой взаимоопровергающие образы Другого: согражданин морально-правового сообщества «в планетарном масштабе», христианский ближний, запредельное рассудку радикально Иное, безличные «некто» единого содружества, братства, читатели-сообщники единого опыта письма и т.д. Эти образы другости, инаковости концептуализируются в разных планах философского дискурса: онтологические и экзистенциальные границы (я и другой, я и другие, я и мы), теологические границы (я и Бог, я и сакральное), политические границы (другая нация, другая культура), границы друг друга в коммуникативных практиках (другое мнение, другая позиция, точка зрения), эротические границы (тело другого, пределы экстатичного сознания) и т.д. Этос пограничного в этих концепциях задает совершенно разные функции в отношении к границам другого: удержать границы другого ради него самого; преодолеть, нарушить его границы ради выхода к бесконечности; совместно установить и легитимировать наши границы, чтобы прийти к взаимности; опрокинуть сообща конвенции и нормы, чтобы выйти за пределы замкнутого социального существования и т.д. Так или иначе организованный режим понимания и опознавания границ друг друга порождает разные, порой взаимоопровергающие образы социального: политического институционального, фикционального и воображаемого, личностного, безличного, структурированного, спонтанного и т.д.

     Тема  границ, пограничного, сограничного видится  особенно актуальной в связи с  начавшимся в последние десятилетия  сотрудничеством философии и  политики, философии и практической конфликтологии, философии и гражданского сознания в поисках новых коммуникативных  этик социального взаимодействия. Давно и глубоко осмысленная в европейской культуре, эта проблематика остается, к сожалению, крайне неразработанной в нашей стране. Поэтому основное внимание в выбранных концепциях уделяется режимам коммуникативного взаимодействия друг с другом, этическим принципам построения коммуникативного сообщения с Другим. Важное значение для анализа текстов имеет проблема внешнего, внешнести, экстериорности как особой логики размыкания эго, эгоцентрической перспективы на другость, инаковость.  

 

     Вопросы, которые предлагается разобрать на семинаре:

     - как в тексте источника ставится  проблема границ, в связи с какой философской проблематикой выявляет себя идея лимитографии;

     - в какую топонимику культурного сознания (этико-онтологический, социо-политический, морально-правовой, религиозно-экстатический дискурсы) встраивается та или иная концепция границ, меж-граничного, предельного;

     - какой ценностный статус сограничного предполагает та или иная логика границ друг друга; каковы способы удержания, нарушения и т.д. этической границы другого;

     - как в тексте решается логическая, этическая проблема гомогенного  (тотального, тотализующего) и гетерогенного (другого, инакового);

     - как в выбранных источниках представлены мы-концепции этического сообщества, как в них работает идея взаимности, взаимо-со-причастности «нас» друг другу.  

     Корпус  источников составляют тексты европейской философии ХХ в. (Агамбен, Батай, Бланшо, Бубер, Вейль, Левинас, Нанси, Хабермас), в которых ставится этическая проблема границ другого и друг друга. 

     Тезаурус курса, с которым предлагается ознакомиться:

     методологические  понятия: границы другого, границы друг друга, сознание (самосознание) границ, культурное сознание границ, различение границ, этика границ, этика крайности, этика со(по)граничного, топосы сограничащего, практика самоограничения, трансгрессия (преодоление, нарушение границ), переопределение границ, логика определения границ, логика преодоления границ, логика коммуникации, этика коммуникации, логика коммуникативного акта, коммуникативный режим, этос сообщества, коммуникативная структура сообщества и т.д.

     содержательные  понятия: другой, другие, другость, гетерогенность, гетерология, мы-концепция (сообщества), «мы-перспектива», «чувство-мы»; уважение, признание, взаимность, этика взаимности, интерсубъективная мораль; со-вместность, со-бытие, со-общение, со-чувствие, со-участие, со-участник, со-общение, со-общник, со-причастность, со-предельность, со-прикосновение, со-прикасаемость, со-принадлежность; предел, опыт-предел, трансгрессия;  экстериорность, интериорность (внешнее-внутреннее), самоовнешнение (экстериоризация внутреннего); тотальность, гомогенность, гомология, логоцентризм, эгология, эгоцентризм, моноцентризм, монологическая авторитарность, диалог, полилог; негативное социальное, иное социальное, воображаемое социальное и т.д. 

     План  семинаров 

Вводная лекция.

Семинар 1. Принцип отношения как этос друг друга.

Семинар 2. Другой: экстериорность, экспозиция, внешнее, лицо.

Семинар 3. Смещение внешнего и внутреннего в дискурсе друг друга.

Семинар 4. Мера и безмерность в дискурсе друг друга.  

     Глоссарии и вопросы к  текстам и авторам:

     Дж. Агамбен

Глоссарий: несуществующее (несущественное, непредставимое) сообщество грядущего, некто, любой, сингулярность, вовне, взаимообращенность (экспонированность друг другу), бытие-такое-какое-есть, такая-какая-качественность, быть-сказанным.

Вопросы:

  1. Этос сограничности некто-нас в сообшестве вне идентичности.
  2. Ek-stasis: каждый любой вовне к другому.
  3. Досуг бытия как место (l’avoir lieu) и опыт сообщества: искусство-бездеятельность-политика как синонимы.
  4. Значение языка для опыта со-проявленности: быть высказанным.
 

     Ж. Батай

Глоссарий: гетерогенностьгетерологиятрансгрессия, экстаз, зло, насилие, агрессия, эротизм, предел (крайность), запредельное, опыт-предел, невозможное, гипермораль, негативное (воображаемое) сообщество.

Вопросы:

  1. Границы друг друга в негативном сообществе: «общность тех, кто не имеет ничего общего».
  2. Внутренний опыт как принцип и топос взаимности.
  3. Логика коммуникативного сообщения: трансгрессия в невозможное.
  4. Смещение внешнего и внутреннего в акте коммуникации (субъективное непредставимое как опыт интерсубъективного взаимодействия).
 

     М. Бланшо

Глоссарий: неописуемое сообщество, сообщество любовников, литературное сообщество, любовь, дружба, читатель.

Вопросы:

  1. Опыт литературного сообщества: анонимат книги.
  2. Границы друг друга в содружестве письма: читатель как сообщник и соучастник.
  3. Открытость одиночеству как акт коммуникации.
  4. Смерть как предел и возможность соприкосновения с ближним.
 

     М. Бубер

Глоссарий: пред-стояние, отношение Я-Оно, отношение Я-Ты, основное слово Я-Ты, событие общности.

Вопросы:

  1. Диалогическая и объективирующая структура взаимоопознания.
  2. Доступная достоверность и условия возможности сокровенного.
  3. Этос другого: другой-объект и Другой-откровение.
  4. «Исчислимость» и исключительность пред-стоящего.
 

     С. Вейль

Глоссарий: страдание, сострадание, милосердие, зло (несчастье – malheur), любовь Божья, ближний, интеллектуальная честность, христианское братство.

Вопросы: 

  1. Этика экстаза: «быть вовне себя» как императив сограничащего существования.
  2. Бог как этос отсутствующего Другого.
  3. Ближний: истина со-разделенного милосердия.
  4. Границы друг друга: отношения дистанции vs подчинение и неравенство.
 

     Ж.-Л. Нанси

Глоссарий: безработное (непроизводящее) сообщество, бытие-сообща, бытие-с, бытие-вместе, безработная негативность, выписывание тела, записывание-вовне, вне-тексто-полагание, внешнее, открытость, экспозиция (пред-ставленность, вы-ставление).

Вопросы:

  1. Онтология со-граничащего присутствия: этос со-бытия-между.
  2. Пред-ставленное тело: «мы» на границах друг друга.
  3. Экскрипция как акт коммуникации.
  4. Безработное сообщество: этика и политика нецелеполагающей праздности. 
 

     Э. Левинас

Глоссарий: Другой, другость, доброта, ласка, сострадание, ответственность, отношение лицом-к-лицу, экстериорность, бытие-для-другого, человеческое братство.

Вопросы:

  1. Тотальность vs несоизмеримость абсолютно Иного.
  2. Императив ответственности перед Другим: тематизация и обнаружение «этического».
  3. Этос лица и речи: границы экстериорного в обращенности друг на друга.
  4. Власть и эрос как модусы отношения к границе Другого.
 

     Ю. Хабермас

Глоссарий: вовлечение другого, моральное сознание, коммуникативное действие, этика коммуникативной дискуссии, этика аргументации, деонтологическая (формальная, логико-прагматическая) мораль, публичность, транснациональное морально-правовое сообщество.

Вопросы:

  1. Признание и уважение как этос друг друга (различие универсальной морали и частных этик «разных других»).
  2. Интерсубъективно переопределяемая взаимность vs консенсус, традиция, догма.
  3. Публичность (Öffentlichkeit) как открытость эго на внешнее.
  4. Этос Другого: различение внешних и внутренних содержаний в этике аргументации.
 

     Список литературы

     (по  неизбежности условный, поскольку большая часть – на иностранных языках в малодоступных изданиях):

     Пожелания к чтению текстов: не читать тексты «слепым чтением», «всплошную» - читать медленно, но мало, максимально сопоставляя авторов друг с другом по указанным в тезаурусе понятиям.  

     Источники (по мере сил читать до семинаров):

  1. Агамбен Дж. Грядущее сообщество. – М.: Три квадрата, 2008 (Разделы I главы: Любое, Пример, Principium individuationis, Некто, Этика, Вовне; глава II).
  2. Батай Ж. Внутренний опыт. – СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997 (Разделы: Принципы метода и сообщества, Сообщение).
  3. Бланшо М. Неописуемое сообщество. - М.: МФФ, 1998 (Глава 1: Негативное сообщество) http://www.blansho.net.ru/lib/sb/book/442/page/0.
  4. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995 (Глава: Я и Ты, с. 24-35; раздел Общность из главы Диалог).
  5. Вейль С. Скрытые формы божественной любви (Раздел: Любовь к ближнему), Любовь Божья и несчастье http://simoneweil.ru/Вейль С. Тяжесть и благодать. -  М.: Русский путь, 2008 (Главы: «Я», Рас-сотворение).
  6. Левинас. Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. - СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998 (Разделы: Власть и отношения с другим, Эрос; Смыслонаправленность и этика).Левинас Э. Тотальность и бесконечное. - М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000 (Параграфы: Тождественное и иное: Разрыв тотальности; Отделение и речь: Речь, Лицом-к-лицу как нередуцируемое отношение; Лицо и этика: Лицо и бесконечное, Лицо и этика, Другой и другие, Асимметрия межличностности; Феноменология Эроса; Бытие и его экстериорнсть; Конечное и бесконечное, Экстериорность и язык, Бытие как доброта – Я – плюрализм – Мир; Идея бесконечного и лик Другого; Философия, справедливость и любовь (интервью).
  7. Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. – М.: Водолей, 2009 (Главы: Непроизводимое сообщество, Литературный коммунизм, О бытии-со-вместно); Нанси Ж.-Л. Corpus. – М.: Ad Marginem, 1999 (Главы: Допустим, мы будем писать тело, Афаллическое и ацефалические, Допустим, мы будем писать телу, По(peau)каз). Нанси Ж.-Л. «Тело: вовне или внутри» // Синий Диван. – М.: Три квадрата, 2006, № 9, с. 122-141.
  8. Хабермас Ю. Диалектика секуляризации: о разуме и религии. – М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 2006 (Разделы: Когда рвутся социальные узы, Как должны обходиться друг с другом верующие и нерелигиозные граждане). Хабермас Ю. Политические работы. – М.: Праксис, 2005 (Главы: Учиться на опыте катастроф?, Постнациональная констелляция). Хабермас Ю. Вовлечение другого: очерки политической теории. – СПб.: Наука, 2001 (Разделы: Геналогическое рассмотрение когнитивного содержания морали, Нужна ли Европе конституция?).
 
 

     Дополнительная  литература: 

     Философская рефлексия:

  1. Батай Ж. «Психологическая структура фашизма» // Новое литературное обозрение, 1995, № 13, с. 80-102.
  2. Бланшо М. Опыт-предел // Танатография Эроса / Под. ред. С. Фокина. – СПб: Мифрил, 1994, с. 63-79.
  3. Деррида Ж. Насилие и метафизика // Левинас Э. Тотальность и бесконечное. - М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000, с. 367-404 (либо см. «Письмо и различие». – М.: Академический проект, 2000, с. 124-249).
  4. Сартр Ж.-П. Один новый мистик // Танатография Эроса / Под. ред. С. Фокина. – СПб: 1994, с. 11-45.
  5. Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса / Под. ред. С. Фокина. – СПб: Мифрил, 1994, с. 79-91.
  6. Хабермас Ю. Расколотый запад. – М.: Весь мир, 2008 (Раздел: Фундаметализм и террор). Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: Весь мир, 2003 (Глава: Между эротизмом и общей экономикой: Батай). Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб.: Наука, 2006 (Глава 3: Этика дискурса, части II, III).
  7. Хаймоне Ж.-М. Хабермас и Батай // Танатография эроса / Под. ред. С. Фокина. - СПб.: МИФРИЛ, 1994, с. 193-223.
 

Исследовательская литература:

  1. Вайзер Т. «Этика ‘других’ и этика ‘Другого’: принципы установления диалога в социальном и пост-метафизическом пространствах Европы ХХ в. (Хабермас и Батай)» // Материалы конференции: История философии и герменевтики II, 6-7 декабря 2007. – М.: РГГУ, 2007, с. 34-38. 
  2. Вайзер Т. «Этика сообщества: Ж. Батай и Ю. Хабермас» / Автореферат и диссертация. – М., 2009 (Государственная библиотека им. Ленина, библиотека РГГУ).
  3. Марков В. В поисках другого // Хабермас Ю. Вовлечение другого: очерки политической теории. – СПб: Наука, 2001, с. 5-47.
  4. Новиков Д. Имя для бытия // Агамбен Дж. Грядущее сообщество. – М.: Три квадрата, 2008, с. 121-141.
  5. Тимофеева О. Внутренний опыт и проблема сообщества в творчестве Ж. Батая // Опыт и чувственное в культуре современности. Философско-антропологические аспекты. - М.: ИФ РАН, 2004, с. 198—221.
  6. Фокин С. «‘Внутренний опыт’ Жоржа Батая» // Батай Ж. Внутренний опыт. – СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997, с. 308-334 (о сообществе у Батая см. также Фокин С. Жорж Батай: философ-вне-себя. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002).
  7. Ямпольская А. Безмерность в мире мер // Левинас Э. Тотальность и бесконечное. - М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000, с. 404-409.
 

     Некоторые электронные ссылки:

  1. Аронсон  О. «Вторжение в Европу, вторжение в философию» http://www.index.org.ru/journal/22/arons22.html
  2. Вайзер Т. «Симона Вейль: двойное дно метафизики» http://magazines.russ.ru/nlo/2003/64/vaiz33.html
  3. Дубин Б. «Я и Другой» http://www.index.org.ru/journal/22/dubin22.html
  4. Гладарев Б. «Жорж Батай и Морис Бланшо: от философии невозможного к социологии постмодерна» http://www.cisr.ru/files/publ/Gladarev/Gladarev_TIO_Bataille.pdf
  5. Петровская Е. «Говорить сообществом» http://index.org.ru/journal/22/petrovsk22.pdf

 

 

 

 

 

Помощь | Контакты | ©2009-2011 Moscow College of Philosophy