Лимитология: этика границ друг друга




Татьяна Вайзер

Семинар состоится в четверг 17 июня в 19-00 по адресу ул. Малая Ордынка, 23, 2-й этаж, аудитория №222 (м. Третьяковская, м.Полянка, офис Архимир.Ру, схема и описание проезда).

Тема семинара 17 июня: Мера и безмерность в дискурсе границ друг друга

Семинар посвящен тому, насколько по-разному, вплоть до взаимоисключения, в философии ХХ в. осмысляется проблема коммуникации и границ друг друга. Лектор сравнивает, с одной стороны, этосы коммуникации, которые основаны на принципе меры, соразмерности, соизмеримости между участниками - и следовательно, на принципе взаимной ответственности и самоограничения, а с другой стороны, этосы коммуникации, которые стремятся к безмерности, бесконечности, экстазу.

Тема семинара 10 июня: "Внешнее" и "внутреннее" в философии ХХ века

На семинаре разбирается проблема того, как в философии ХХ в. осмысляются и концептуализируются категории "внешнего" и "внутреннего" применительно к проблеме этики социального взаимодействия, какие скрытые этические проблемы стоят за тем или иным соотношением "внешнего" и "внутреннего".

Татьяна Вайзер - Культуролог, член Комиссии по интеллектуальной культуре Франции, преподаватель РГГУ, преподаватель Московского философского колледжа, стипендиат Российского и Французского Правительства. В 2004 году закончила Государственный Институт Театрального Искусства ГИТИС, Высшую Школу Европейских Культур РГГУ, в 2007 — Французский Колледж МГУ, в 2008 году — Университет Paris VII в Париже. Изучала социальную и политическую философию в Центре философии Justus-Liebig Universitaet в Германии. В 2009 году защитила PhD докторантуры Юлии Кристевой Университета Paris VII в Париже по специальности "социальные и гуманитарные науки" и кандидатскую диссертацию («Этика сообщества: Ж. Батай и Ю. Хабермас») по специальности "социальная философия" в  на философском факультете РГГУ (Институт Высших Гуманитарных Исследований).
Область интересов – этика сообщества, этика коммуникации, проблема "внешнего" и "внутреннего" в социальной философии ХХ в.

Тема курса: Лимитология: этика границ друг друга

Основная  проблема курса - формирование в философии  ХХ в. сознания границ или пограничного, сограничного, со-граничащего сознания, которое проблематизирует границы другого, друг друга и придает им особый аксиологический статус. Представленные в курсе концепции проблематизируют границы в самых разных топосах этического знания: в морально-социальной конфликтологии (Ю. Хабермас), в воображаемых асоциальных сообществах (Ж. Батай, М. Бланшо, Ж.-Л. Нанси, Дж. Агамбен), в опыте религиозного экстаза (С. Вейль, Э. Левинас) и т.д. Они предлагают разные, порой взаимоопровергающие образы Другого: согражданин морально-правового сообщества «в планетарном масштабе», христианский ближний, запредельное рассудку радикально Иное, безличные «некто» единого содружества, братства, читатели-сообщники единого опыта письма и т.д. Эти образы другости, инаковости концептуализируются в разных планах философского дискурса: онтологические и экзистенциальные границы (я и другой, я и другие, я и мы), теологические границы (я и Бог, я и сакральное), политические границы (другая нация, другая культура), границы друг друга в коммуникативных практиках (другое мнение, другая позиция, точка зрения), эротические границы (тело другого, пределы экстатичного сознания) и т.д. Этос пограничного в этих концепциях задает совершенно разные функции в отношении к границам другого: удержать границы другого ради него самого; преодолеть, нарушить его границы ради выхода к бесконечности; совместно установить и легитимировать наши границы, чтобы прийти к взаимности; опрокинуть сообща конвенции и нормы, чтобы выйти за пределы замкнутого социального существования и т.д. Так или иначе организованный режим понимания и опознавания границ друг друга порождает разные, порой взаимоопровергающие образы социального: политического институционального, фикционального и воображаемого, личностного, безличного, структурированного, спонтанного и т.д.

Тема  границ, пограничного, сограничного видится  особенно актуальной в связи с  начавшимся в последние десятилетия  сотрудничеством философии и  политики, философии и практической конфликтологии, философии и гражданского сознания в поисках новых коммуникативных  этик социального взаимодействия. Давно и глубоко осмысленная в европейской культуре, эта проблематика остается, к сожалению, крайне неразработанной в нашей стране. Поэтому основное внимание в выбранных концепциях уделяется режимам коммуникативного взаимодействия друг с другом, этическим принципам построения коммуникативного сообщения с Другим. Важное значение для анализа текстов имеет проблема внешнего, внешнести, экстериорности как особой логики размыкания эго, эгоцентрической перспективы на другость, инаковость

Семинар 20 мая: в философии ХХ в. формируется - в самых разных видах - этос границ друг друга как этос особой аксиологической значимости границ внешнего, иноположенного, нетождественного мне Другого. Этос внешнего, экстериорности предъявляется как ответ на проблему герметичных, имманентных, прототалитарных сообществ ХХ в., основанных на принципе «внутренней» метафизической сути. Он предполагает этический императив соотношения с другим, с другими через самоовнешнение, самоэкстериоризацию ego. Однако, сам концепт внешнего у разных философов задается совершенно по-разному вплоть до взаимоотрицания: внешнесть как беззащитность и уязвимость другого (Э. Левинас); внешнее как намеренная обнаженность, вызов, дар, экстаз (Ж. Батай); внешнее как внедискурсивный опыт языка, превосходящий рефлексивный рассудок (М. Бланшо); внешнее как пред-стоящее мне Ты (М. Бубер); внешнее как экспонированность, экспозиция, пред-ставленность границ сингулярного (Ж.-Л. Нанси, Дж. Агамбен); внешнее как этический Другой надличного Бога (С. Вейль) и, совсем иначе, внешнее как экстериоризация наших внутренних, метафизических, содержаний в нацеленной на прояснение аргументативной дискуссии (Ю. Хабермас); наконец, внешнесть как граница, о которую случается соприкосновение с Другим и через которую мы выходим к бесконечности (Батай, Бланшо, Нанси, Левинас). На семинаре делается попытка проследить, как тот или иной этос внешнего в философии ХХ в. определяет понимание границ друг друга.

На семинаре 15 апреля речь шла о разных формах тотализации, безотносительности, нескоординированности границ друг друга, в контекстах которых возникает дефицит другости, коммуникативности, со-общности. Предполагается рассмотреть, как - на уровне парадигмальных изменений - в философии ХХ в. (Ж. Батай, С. Вейль, М. Бубер, Э. Левинас, Ж.-Л. Нанси, Дж. Агамбен, Ю. Хабермас) формируется проблема со-отношения, со-относимости, со-обусловленности границами друг друга. Какими способами различные диспозитивы со-определенности-друг-другом, со-разделенности-общего, со-отнесенности-между-нами вводятся в практику интерсубъективного взаимодействия. Что значит вступать в отношение или соотношение, что значит позволять обусловливать себя другими, какие бывают форматы взаимной со-отнесенности, какие альтернативные образы социального они порождают.

Вопросы, которые предлагается разобрать на семинаре:

     - как в тексте источника ставится  проблема границ, в связи с какой философской проблематикой выявляет себя идея лимитографии;

     - в какую топонимику культурного сознания (этико-онтологический, социо-политический, морально-правовой, религиозно-экстатический дискурсы) встраивается та или иная концепция границ, меж-граничного, предельного;

     - какой ценностный статус сограничного предполагает та или иная логика границ друг друга; каковы способы удержания, нарушения и т.д. этической границы другого;

     - как в тексте решается логическая, этическая проблема гомогенного  (тотального, тотализующего) и гетерогенного (другого, инакового);

     - как в выбранных источниках представлены мы-концепции этического сообщества, как в них работает идея взаимности, взаимо-со-причастности «нас» друг другу.

     Корпус  источников составляют тексты европейской философии ХХ в. (Агамбен, Батай, Бланшо, Бубер, Вейль, Левинас, Нанси, Хабермас), в которых ставится этическая проблема границ другого и друг друга.

     Тезаурус курса, с которым предлагается ознакомиться:

     методологические  понятия: границы другого, границы друг друга, сознание (самосознание) границ, культурное сознание границ, различение границ, этика границ, этика крайности, этика со(по)граничного, топосы сограничащего, практика самоограничения, трансгрессия (преодоление, нарушение границ), переопределение границ, логика определения границ, логика преодоления границ, логика коммуникации, этика коммуникации, логика коммуникативного акта, коммуникативный режим, этос сообщества, коммуникативная структура сообщества и т.д.

     содержательные  понятия: другой, другие, другость, гетерогенность, гетерология, мы-концепция (сообщества), «мы-перспектива», «чувство-мы»; уважение, признание, взаимность, этика взаимности, интерсубъективная мораль; со-вместность, со-бытие, со-общение, со-чувствие, со-участие, со-участник, со-общение, со-общник, со-причастность, со-предельность, со-прикосновение, со-прикасаемость, со-принадлежность; предел, опыт-предел, трансгрессия;  экстериорность, интериорность (внешнее-внутреннее), самоовнешнение (экстериоризация внутреннего); тотальность, гомогенность, гомология, логоцентризм, эгология, эгоцентризм, моноцентризм, монологическая авторитарность, диалог, полилог; негативное социальное, иное социальное, воображаемое социальное и т.д.

План цикла семинаров  и материалы кнему: глоссарий и список  литературы.

 

Помощь | Контакты | ©2009-2011 Moscow College of Philosophy